ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Подготовила: Шаймерденова А.А.
Логопед
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста и, особенно к детям, имеющим различные отклонения в развитии речи.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ее нарушениями.
Способность к членораздельной речи является наиболее значимым и характерным показателем развития личности. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом.
При этом, чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер.
Физическая культура – это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные в физиологическом плане биологические пути мобилизации собственных компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных, например, анатомических недостатков челюстнолицевой области. В этой связи в теории и практике физического воспитания детей с нарушениями в развитии речи требуется детальное обоснование избирательного педагогического воздействия физических упражнений, как на различные анализаторы, так и функциональные системы растущего детского организма.
Поэтому физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.
Основными задачами являются:
Для успешной реализации поставленных задач работа по физическому воспитанию должна вестись комплексно и представлять собой целостную систему, строящуюся на основе тесного контакта со специалистами и родителями воспитанников.
В процессе физического воспитания детей, с нарушениями речи, должны решаться не только задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, но и должно, при этом, особое внимание, обращаться на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепление лексико-грамматических средств языка, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания должны решаться задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции.
Планирование же деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с недоразвитием речи. Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателей. Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей.
Помимо традиционной формы организации занятий физической культурой, в работе с детьми необходимо использовать занятия в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических уроков. На этих занятиях особенно ярко прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемых на данных занятиях, способствуют развитию координации общей и тонкой произвольной моторики.
В тоже время, специфика работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, заключается не только в подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации или же им не хватает времени для овладения этими движениями. Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими отставания в развитии речи, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.
При этом, полноценное воспитание ребенка невозможно без сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Данное взаимодействие, осуществляется через приобщение родителей к физкультурно-оздоровительной работе, через создание единого информационного пространства по проблеме здорового образа жизни, и активного вовлечения в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Например, совместные спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», выпуски тематических газет, журналов совместно с детьми и родителями.
Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что только совместная координированная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанником может принести желаемый результат.