Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 января 2013 года № 8275. Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 04.12.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). В соответствии с подпунктом 6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и в целях реализации Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604, ПРИКАЗЫВАЮ: Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.05.2020 № 195 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 1. Утвердить: 1) Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для детей ясельного возраста согласно приложению 1 к настоящему приказу; 2) Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для детей дошкольного возраста согласно приложению 2 к настоящему приказу; 3) Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для предшкольной группы дошкольной организации / предшкольного класса школы (лицея, гимназии) ( дети 5-ти лет) согласно приложению 3 к настоящему приказу. Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 09.09.2022 № 394 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования). 2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.): 1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра М.А. Абенова. 4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 сентября 2013 года и подлежит официальному опубликованию. Министр Б. Жумагулов Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для детей ясельного возраста Сноска. Приложение 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 09.09.2022 № 394 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования). № п/п Организованная деятельность* Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Физическая культура три раза в неделю три раза в неделю Физическая культура** ежедневно ежедневно 2 Развитие речи и художественная литература ежедневно ежедневно 3 Сенсорика ежедневно ежедневно 4 Ознакомление с окружающим миром ежедневно ежедневно 5 Рисование - ежедневно Лепка ежедневно ежедневно Аппликация - ежедневно Конструирование - ежедневно 6 Музыка один раз в неделю один раз в неделю Музыка*** ежедневно ежедневно 7 Специальная коррекционная деятельность**** ежедневно ежедневно Примечание: *Организованная деятельность – интегрированное занятие, организованное педагогом в течение дня в игровой форме через разные виды детской деятельности (игровая, двигательная, познавательная, творческая, исследовательская, трудовая, самостоятельная) для реализации содержания Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235), в том числе задач по привитию детям национальных ценностей казахского народа, семейных ценностей, чувства патриотизма, любви к Родине, приобщение их к социокультурным нормам, правил безопасного поведения с учетом направления работы дошкольной организации. **С учетом возрастных особенностей детей ясельного возраста в течение дня уделяется время на физическую активность детей. ***С учетом возрастных особенностей детей в течение дня уделяется время на пение, слушание музыки, заучивание песен, импровизацию, музыкально-ритмические движения, игру на детских шумовых инструментах и другие виды музыкальной деятельности; ****Специальная коррекционная деятельность проводится для детей с ограниченными возможностями в специальных дошкольных организациях, специальных группах дошкольных организаций. Для детей с нарушением зрения № п/п Специальная коррекционная деятельность**** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Развитие познавательных и интеллектуальных навыков два раза в неделю три раза в неделю Зрительное восприятие* один раз в неделю один раз в неделю Ориентировка в пространстве один раз в неделю один раз в неделю 2 Формирование социально-эмоциональны х навыков один раз в неделю один раз в неделю Социально-бытовая ориентировка один раз в неделю один раз в неделю Примечание: ****Специальная коррекционная деятельность проводится специальным педагогом ( тифлопедагогом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. *Для незрячих детей деятельность по развитию зрительного восприятия замещается коррекционной деятельностью по развитию осязания и тонкой моторики. Для слабовидящих и поздноослепших детей и детей с нарушениями зрения деятельность по развитию осязания и тонкой моторики проводятся во всех вышеперечисленных видах коррекционной деятельности. Для детей с нарушением слуха № п/п Специальная коррекционная деятельность***** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) Р а з в и т и е коммуникативных навыков два раза в неделю два раза в неделю 1 Развитие речи* один раз в неделю один раз в неделю Развитие слухового восприятия и формирование произношения один раз в неделю один раз в неделю 2 Формирование социально-эмоциональны х навыков один раз в неделю один раз в неделю Социально-бытовая ориентировка один раз в неделю один раз в неделю Примечание: ****Специальная коррекционная деятельность - деятельность по развитию устной речи с использованием элементов жестовой речи проводится для детей с тяжелой степенью тугоухости (IV степень тугоухости); знакомство с художественной литературой проводится с опорой на сюжетно-ролевую игру. *Проводится специальным педагогом (сурдопедагогом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке; для неслышащих детей проводится деятельность по формированию жестовой речи. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № п/п Специальная коррекционная деятельность***** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Физическое развитие два раза в неделю три раза в неделю Лечебная физическая культура (на суше или в воде) один раз в неделю один раз в неделю 2 Коррекционная работа* один раз в неделю два раз в неделю Примечание: Проводится специальными педагогами (дефектологом, логопедом), инструктором лечебной физической культуры по подгруппам для детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. *Коррекционная работа проводится специальными педагогами (дефектологом, логопедом) по подгруппам для детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. Для детей с нарушениями речи № п/п Специальная коррекционная деятельность**** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Р а з в и т и е коммуникативных навыков три раза в неделю три раза в неделю Развитие речи* два раз в неделю два раз в неделю Произношение один раз в неделю один раз в неделю Примечание: *Проводится специальным педагогом (логопедом) фронтально или по подгруппам. Для детей с задержкой психического развития № п/п Специальная коррекционная деятельность**** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Коррекция недостатков познавательной деятельности два раза в неделю два раза в неделю Ознакомление с окружающим миром и развитие речи один раз в неделю один раз в неделю Сенсорика один раз в неделю один раз в неделю 2 Коррекционная работа один раз в неделю один раз в неделю ****Специальная коррекционная деятельность (подгрупповая) проводится специальным педагогом (дефектологом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для детей с нарушением интеллекта № п/п Специальная коррекционная деятельность**** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Развитие познавательных и интеллектуальных навыков один раз в неделю два раза в неделю Обучение игре один раз в неделю один раз в неделю Формирование мышления - один раз в неделю 2 Формирование социально-эмоциональны х навыков один раз в неделю два раза в неделю Ознакомление с окружающим миром один раз в неделю один раз в неделю Р а з в и т и е коммуникативных навыков - один раз в неделю 3 Коррекционная работа* - один раз в неделю Примечание: *Проводится специальным педагогом (дефектологом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для детей со сложными нарушениями № п/п Специальная коррекционная деятельность**** Возрастные группы группа раннего возраста ( дети 1 года) младшая группа (дети 2-х лет) 1 Р а з в и т и е коммуникативных навыков* пять раз в неделю пять раз в неделю Формирование жестовой, дактильно-контактной речи (при сочетанном нарушении зрения и слуха) два раз в неделю два раз в неделю Формирование коммуникации с п о м о щ ь ю предметов-символов, картинок (для безречевых детей) два раз в неделю два раз в неделю Развитие речи (для детей с возможностью овладения звуковой речью) один раз в неделю один раз в неделю 2 Развитие познавательных и интеллектуальных навыков два раз в неделю два раз в неделю Сенсорика один раз в неделю один раз в неделю Ориентировка в пространстве один раз в неделю один раз в неделю 3 Р а з в и т и е социально-эмоциональны х навыков два раз в неделю два раз в неделю Формирование навыков, связанных с приемом пищи один раз в неделю один раз в неделю Формирование навыков одевания и ухода за одеждой один раз в неделю один раз в неделю Примечание: *При развитии коммуникативных навыков выбирается один из видов работы в зависимости от типа сочетанного нарушения: при сочетанных нарушениях слуха и зрения формируются жестово-контактная, дактильно-контактная формы коммуникации ; при нарушениях воспроизводящей/звуковой стороны речи (при детском церебральном параличе, алалии) формируются навыки коммуникации, связанные с использованием предметов-символов, картинок; при всех видах сложных нарушений формирование и развитие устной (звуковой) речи обязательно и проводится дефектологом, логопедом и воспитателем по подгруппам или индивидуально (при отсутствии возможностей формирования и развития устной (звуковой) речи в рамках данного объема часов проводится формирование альтернативных видов коммуникации). Организованная деятельность "Тифлографика" для детей при первичном нарушении зрения проводится в организованной деятельности "Рисование" воспитателем с детьми с нарушениями зрения легкой степени, в организованной деятельности "Тифлографика " - специальным педагогом с детьми с тяжелыми нарушениями зрения. Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 Типовой учебный план для групп и классов предшкольной подготовки детей от 5 до 6 (7) лет Сноска. Приложение 2 исключено приказом Министра образования и науки РК от 22.06.2016 № 391 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для детей дошкольного возраста Сноска. Приказ дополнен приложением 2 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 10.10.2018 № 556 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра просвещения РК от 09.09.2022 № 394 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования). № п/п Организованная деятельность* Возрастные группы средняя группа (дети 3-х лет) старшая группа (дети 4-х лет) 1 Физическая культура три раза в неделю три раза в неделю Физическая культура** ежедневно ежедневно 2 Развитие речи и художественная литература ежедневно ежедневно Казахский язык один раз в неделю один раз в неделю Казахский язык*** ежедневно ежедневно 3 Основы грамоты - - 4 Основы математики ежедневно ежедневно 5 Ознакомление с окружающим миром ежедневно ежедневно 6 Рисование ежедневно ежедневно Лепка Аппликация Конструирование 7 Музыка один раз в неделю два раза в неделю Музыка**** ежедневно ежедневно 8 Специальная коррекционная деятельность***** ежедневно ежедневно Примечание: *Организованная деятельность – интегрированное занятие, организованное педагогом в течение дня в игровой форме через разные виды детской деятельности (игровая, двигательная, познавательная, творческая, исследовательская, трудовая, самостоятельная) для реализации содержания Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее – Типовая программа), в том числе задач по привитию детям национальных ценностей казахского народа, семейных ценностей, чувства патриотизма, любви к Родине, приобщение их к социокультурным нормам, правил безопасного поведения с учетом направления работы дошкольной организации. **С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста в течение дня уделяется время на физическую активность детей. ***В целях усвоения государственного языка в группах с другими языками обучения в течение дня педагогу вместе с детьми рекомендуется изучать с детьми словарный минимум, определенный в Типовой программе, развитие устной связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, а также знакомство с культурой, обычаями и традициями казахского народа, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, культуры общения. ****С учетом возрастных особенностей детей в течение дня уделяется время на пение, слушание музыки, заучивание песен, импровизацию, музыкально-ритмические движения, игру на детских шумовых инструментах и другие виды музыкальной деятельности. *****Специальная коррекционная деятельность проводится для детей с ограниченными возможностями в специальных дошкольных организациях, специальных группах дошкольных организаций. Для детей с нарушением зрения № п/п Специальная коррекционная деятельность ***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) Р а з в и т и е познавательных и три раза в неделю три раза в неделю три раза в неделю 1 интеллектуальных навыков Зрительное восприятие* два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Ориентировка в пространстве один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю 2 Формирование социально-эмоцион альных навыков один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Социально-бытовая ориентировка один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Примечание: *****Специальная коррекционная деятельность проводится специальным педагогом ( тифлопедагогом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. *Для незрячих детей деятельность по развитию зрительного восприятия замещается коррекционной деятельностью по развитию осязания и тонкой моторики. Для слабовидящих и поздноослепших детей и детей с нарушениями зрения деятельность по развитию осязания и тонкой моторики проводятся во всех вышеперечисленных видах коррекционной деятельности. Для детей с нарушением слуха № п/п Специальная коррекционная деятельность***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) 1 Р а з в и т и е коммуникативных навыков три раза в неделю четыре раза в неделю четыре раза в неделю Развитие речи два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Развитие слухового восприятия и формирование произношения два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Примечание: Деятельность по развитию устной речи с использованием элементов жестовой речи проводится для детей с тяжелой степенью тугоухости (IV степень тугоухости). Деятельность по художественной литературе проводится с опорой на сюжетно-ролевую игру. Деятельность по развитию речи проводится специальным педагогом (сурдопедагогом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для неслышащих детей проводится деятельность по формированию жестовой речи. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № п/п Специальная коррекционная деятельность ***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) 1 Физическое развитие четыре раза в неделю четыре раза в неделю пять раз в неделю Л е ч е б н а я физическая культура два раза в неделю два раза в неделю три раза в неделю Коррекционная работа* два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Примечание: Проводится специальными педагогами (дефектологом, логопедом), инструктором лечебной физической культуры по подгруппам для детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. * Проводится специальным педагогом (дефектологом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для детей с нарушениями речи № п/п Специальная коррекционная деятельность ***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) 1 Р а з в и т и е коммуникативных навыков три раза в неделю четыре раза в неделю четыре раза в неделю Развитие речи два раза в неделю три раза в неделю два раза в неделю Основы грамоты - - один раз в неделю Произношение один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Для детей с задержкой психического развития № п/п Специальная коррекционная деятельность ***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) 1 Коррекция недостатков познавательной деятельности три раза в неделю три раза в неделю три раза в неделю Ознакомление с окружающим миром и развитие речи один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Сенсорика один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Коррекционная работа* один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Примечание: *Проводится специальным педагогом (дефектологом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для детей с нарушением интеллекта № п/п Специальная коррекционная деятельность***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) 1 Р а з в и т и е познавательных и интеллектуальных навыков три раза в неделю три раза в неделю три раза в неделю Обучение игре один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Формирование мышления один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Сенсорика один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю 2 Формирование социально-эмоцион альных навыков два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Ознакомление с окружающим миром один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Р а з в и т и е коммуникативных навыков один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю 3 Коррекционная работа* один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Примечание: *****Проводится специальным педагогом (тифлопедагогом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. * Проводится специальным педагогом (дефектологом) по подгруппам или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекционной поддержке. Для детей со сложными нарушениями № п/п Специальная коррекционная деятельность ***** Возрастные группы средняя группа ( дети 3-х лет) старшая группа ( дети 4-х лет) предшкольная группа (дети 5-ти лет) *Развитие коммуникативных навыков пять раз в неделю пять раз в неделю пять раз в неделю Формирование жестовой, дактильно-контактн ой речи (при сочетанном нарушении зрения и слуха) два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю 1 Формирование коммуникации с п о м о щ ь ю предметов-символо в, картинок (для безречевых детей) два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Развитие речи (для д е т е й с возможностью овладения звуковой речью) один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю 2 Р а з в и т и е познавательных и интеллектуальных навыков два раза в неделю два раза в неделю два раза в неделю Сенсорика один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Ориентировка в пространстве один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю 3 Р а з в и т и е социально-эмоцион альных навыков два раза в неделю три раза в неделю три раза в неделю Формирование навыков, связанных с приемом пищи один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Формирование навыков одевания и ухода за одеждой один раз в неделю один раз в неделю один раз в неделю Домашний труд и поведение в других ситуациях - один раз в неделю один раз в неделю Примечание: При развитии коммуникативных навыков выбирается один из видов работы в зависимости от типа сочетанного нарушения: при сочетанных нарушениях слуха и зрения формируются жестово-контактная, дактильно-контактная формы коммуникации ; при нарушениях воспроизводящей/звуковой стороны речи (при детском церебральном параличе, алалии) формируются навыки коммуникации, связанные с использованием предметов-символов, картинок; при всех видах сложных нарушений обязательно формирование и развитие устной (звуковой) речи, работа проводится дефектологом, логопедом и воспитателем по подгруппам или индивидуально (при отсутствии возможностей формирования и развития устной (звуковой) речи в рамках данного объема часов проводится формирование альтернативных видов коммуникации). Организованная деятельность "Тифлографика" для детей при первичном нарушении зрения проводится в организованной деятельности "Рисование" воспитателем с детьми с нарушениями зрения легкой степени, в организованной деятельности "Тифлографика " - специальным педагогом с детьми с тяжелыми нарушениями зрения. Приложение 3 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения для предшкольной группы дошкольной организации / предшкольного класса школы (лицея, гимназии) (дети 5-ти лет) Сноска. Приказ дополнен приложением 3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 19.11.2014 № 479 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра просвещения РК от 09.09.2022 № 394 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования). № п/п *Организованная деятельность/Детская деятельность Периодичность проведения в неделю Нормативная нагрузка в неделю 1 Физическая культура 3 часа Физическая культура ** ежедневно 2 Развитие речи 2 часа Художественная литература 2 часа Коммуникативная деятельность ежедневно Казахский язык 2 часа Казахский язык *** ежедневно 3 Основы грамоты 3 часа Коммуникативная, познавательная деятельность ежедневно 4 Основы математики 3 часа Познавательная, исследовательская деятельность ежедневно 5 Ознакомление с окружающим миром 2 часа Исследовательская, познавательная, коммуникативная, трудовая деятельность ежедневно 6 Рисование 1 час Лепка Аппликация Конструирование Творческая, изобразительная деятельность ежедневно Музыка 2 часа